Якутск Вторник, 20 Февраля
Телефоны рекламного отдела:

Информационный портал «Блокнот Якутска» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник Якутска, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.

Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.

Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.

В Госдуме заговорили по-якутски

Политика, 19.01.2018 09:19
В Госдуме заговорили по-якутски

Фото со страницы на Фейсбуке Федота Тумусова

Наверное, родные депутата немало удивились, увидев, в чем он собрался на работу. На этот Правительственный час в Госдуме Федот Тумусов пришел в якутском национальном костюме, чем вызвал немалый интерес у коллег по парламенту.

Вот, что написал Федот Тумусов на своей странице в Фейсбуке:

"Когда вчера я в зале Пленарных заседаний Государственной Думы РФ появился в национальном костюме - камзоле, коллеги-депутаты проявили неподдельный интерес. Подходили, спрашивали, даже восхищались. Дизайн камзола разработан Леной Ивановной Гоголевой- заслуженным деятелем искусств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Якутский национальный камзол в конце 19, начале 20 века носила якутская интеллигенция и элита. 
Сочетание 3 цветов: золото - ВЕРХНИЙ МИР, красное -СРЕДНИЙ МИР и черное - НИЖНИЙ МИР- мир интуиции и предвидения. Также это символ соединения ТРЕХ ДУШ ( Үс Кут): Воздушная, Материнская и душа Земли. Орнамент на вороте - символ оберега от недобрых помыслов".

К чему такой наряд стало ясно, когда депутат Госдумы от Якутии поднялся на трибуну. Федот Тумусов говорил о проблеме, которую остро подняли в конце минувшего года - о преподавании национальных языков. Оказалось, что учить родной язык по закону можно, но такое обучение не включено в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). А это значит, что денег на это не дадут, и вся учеба должна проходить в рамках факультатива.

Понятно, что с таким положением дел национальные республики мириться не захотели. Скандал получился всероссийский. И вот теперь впервые о нем говорили с трибуны Государственной Думы. Речь Тумусов начал на якутском. А, чтобы все поняли, по-русски заключил: "Агентство по делам национальностей начало не с того конца". Дальше депутат напомнил, что именно из-за языкового вопроса начало распадаться соседнее государство. Слово "Украина" не произнес, но наверняка все поняли, о чем идет речь.

Слушали якутского депутата внимательно. А после заседания многие пожимали руку.

Выступление в Государственной Думе Федота Тумусова 17 января 2018 года:

Уважаемый Игорь Вячеславович! Уважаемые Депутаты Государственной Думы!

Позвольте поприветствовать Вас и на своем родном языке: Ытыктабыллаах Иигэр Бэчэслэвович!Ытыктабыллаах  Судаарыстыбаннай Толкуй Дьокутааттара!

В конце прошлого года во многих национальных республиках Российской Федерации было, мягко говоря, некое напряжение по поводу изучения в школах государственных языков республик в составе Российской Федерации. В чем же была суть этого вопроса?

В конституционно-юридическом плане никаких проблем на самом деле нет. И в Конституции Российской Федерации, и в Конституциях Республик место и роль государственных языков субъектов федерации прописаны. 

Но  оказалось, что ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты по изучению государственных языков республик не разработаны. Нет и учебников, учебных пособий, разработанных в установленном порядке. И возникла проблема на ровном месте! 

А кто же должен был разрабатывать ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты? Конечно же, Министерство образования и науки Российской Федерации. Но там сделали вид, что такого вопроса, как изучение государственных языков субъектов федерации, не существует. Или были другие какие-то мотивы. Во всяком случае, вопрос был пущен на самотек. Пока не вмешался Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Здесь, мне кажется, должно было сказать свое веское слово и Федеральное агентство по делам национальностей. (Или оно свое слово сказало, но начало не с того конца?) Агентство – ответственный исполнитель программы "Реализация государственной национальной политики". 

В ней есть подпрограмма "Русский язык и языки народов России". Согласно паспорту подпрограммы, ее целями являются поддержка развития русского языка как государственного языка и обеспечение права на сохранение родного языка, обеспечение сохранения и развития русского языка и обеспечение сохранения и развития языков Российской Федерации. 

Уважаемые депутаты! Хорошо что есть у нас Агенство, хорошо, что есть и финансируются программы. 

Но мы с вами ни в коем случае не должны забывать, что по историческим меркам совсем недавно мы стали свидетелями того, как в соседнем государстве именно языковой вопрос стал одной из главных причин запуска событий, которые привели к настоящей катастрофе, в результате погибли и продолжают гибнуть люди. 

Поэтому действовать нужно в этой сфере с пониманием предельной важности для межнациональных отношений языковых вопросов, своевременно снимая противоречия и двусмысленности в складывающейся практике и в законодательстве. 

В России, помимо русского, существуют 24 языка со статусом государственных (в субъектах РФ). Вопросы их изучения регулируют 1190 нормативно-правовых акта субъектов федерации. Законодательство в целом предусматривает право получить обучение как на государственном языке, так и на родном. Но, очевидно, всей этой тысячи правовых документов оказалось недостаточно либо излишне много для эффективного решения вопроса. 

Я полностью согласен с коллегами, которые считают что при решении вопроса изучения государственных языков нет политики, но есть задача сделать так, чтобы государственные языки республик нашли свое место и реализовывались конституционные права граждан. И задача эта решаема, необходимо лишь “сесть и аккуратно все решить”. 

Уважаемые коллеги!

С началом нового года всегда и, естественно, активно обсуждаются разного рода прогнозы на будущее. Вот и Блумберг недавно опубликовал мрачный для России прогноз о том, что с развитием производства электромобилей цена на нефть упадет до 10 долларов за баррель. 

А вот русский философ Иван Ильин в начале 50-х годов двадцатого столетия написал статью «Что сулит миру расчленение России». Он был свидетелем и очевидцем трагических событий 1917 года, вынужденным эмигрировать из России. Он был убежден что Россия, есть (цитирую) «живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть духовное, языковое единство, исторически связавшее русский народ с его национально младшими братьями духовным взаимовоспитанием: он есть государственное и стратегическое единство». 

Вот такого рода прогнозы и сценарии развития будущего нам надо реализовывать. А это непростая и нелегкая задача. Агенство с момента создания уже, думаю, набралось опыта, знаний и пора уже ему стать "мозговым центром" в области всей национальной политики в стране. А пока несколько вопросов критического характера в адрес Агентства. 

Есть одна подпрограмма, которая зафиксирована в программе Реализации государственной национальной политики, называется “Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве”. Обращают на себя внимание ее целевые индикаторы. Они предполагают, что доля конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, вышедших на уровень субъекта Российской Федерации, в общем числе конфликтов выявленных в Российской Федерации, должна из года в год падать. 

Нет ли в такой формулировке целевых показателей проблемы? Ведь из-за такой постановки цели руководство региона или муниципального образования подвергается соблазну замолчать проблему, не допустить ее выхода на уровень региона – не выносить сор из избы. В межнациональных отношениях нужна и честность, и гласность.

Еще одно соображение, касающееся реализации государственной национальной политики. В Стратегии государственной национальной политики заложена задача совершенствования организации местного самоуправления с учетом возможности использования форм традиционной территориальной самоорганизации народов России в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учета их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления.

Однако в федеральном законе 131 "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" предписывается унификация форм местного самоуправления. 

Получается, что прописанный в Стратегии государственной национальной политики тезис об использовании форм традиционной территориальной самоорганизации народов России носит чисто декларативный характер, и на практике не реализуется. Стремление управленческо-бюрократического мышления к унификации и упрощению понятно, однако оно противоречит самой жизни с ее многообразием и сложностью. 

Здесь уместно вспомнить русского мыслителя и публициста Константина Леонтьева, его тезис о “цветущей сложности” как признаке жизнеспособности, развития, силы любого общественного организма. Его понятие «многообразие в единстве» хорошо перекликается с нашим стремлением строить Россию как мощную сплоченную державу, сохраняющую в своем составе все многообразие населяющих ее народов, их традиции и уклад. 

Уважаемые коллеги!

Думаю, нам полезно постоянно прислушиваться к нашим выдающимся мыслителям, глубоко постигшим саму природу России. Наша страна – это действительно большой и сложный развивающийся организм, и в наиболее тонких, чувствительных моментах, таких, как национальная политика, нам следует избегать попыток превращения его в бюрократический механизм. 

На мой взгляд, Федеральное агентство по делам национальностей, выполняя свою чрезвычайно важную миссию и на практике решая поставленные перед ним задачи, не должно упускать из виду эту завещанную нам лучшими умами России установку на сбережение многообразия нашей страны. 

Источник: Блокнот Якутск



Новости на Блoкнoт-Якутск
Федот ТумусовГосдуманациональные языкиобразование
3
0

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое