Якутск Вторник, 27 Июня
Телефоны рекламного отдела:

Информационный портал «Блокнот Якутска» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник Якутска, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.

Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.

Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.

Загадка Томтора: кто придумал возить руду через всю Якутию?

Экономика, 17.03.2017 11:44
Загадка Томтора: кто придумал возить руду через всю Якутию?

Фото: А.Толстов, участок Буранный

Крупнейшее в мире Томторское месторождение редкоземельных металлов (РЗМ), что находится в Оленекском районе Якутии, может стать локомотивом освоения нашей Арктики и дать старт технической революции в России. Ученые с восторгом говорят о выявленном геологическом объекте, обещая ему большое будущее. Вот что в 2016 г. писал специализированный сайт «Наука в Сибири»:

«Этот уникальный объект когда-то, в среднем палеозое, квартировал вблизи экватора, а сейчас находится на 72-м градусе северной широты, в российской Арктике. «Раньше мы идентифицировали его только с участком Буранный, но теперь это целых три месторождения, и со временем их будет все больше», — констатирует Александр Толстов (первооткрыватель Томторского месторождения РЗМ – С.С.).

Когда речь идет о Томторе, главным образом подразумеваются огромные запасы редких и редкоземельных металлов, причем сконцентрированные в одном и том же месторождении. По уникальности эта местность превосходит все известные в мире. 

«Два примера, — говорит Александр Толстов. — Месторождение Араша в Бразилии — карбонатитовое, такое же, как Томтор, дает 90 % всего мирового рынка ниобия. В Китае есть Байюнь-Обо — 90 % всего редкоземельного мирового рынка. А на Томторе больше ниобия, чем в первом, и редких земель — чем во втором».  

По словам академика Николая Похиленко (директор Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН (ИГМ СО РАН), первооткрыватель Томторского месторождения – С.С.), такой блок полезных ископаемых может быть основой крупнейшего горно-геологического комплекса в российской Арктике, и геополитическое значение его огромно и очевидно, ведь редкие и редкоземельные элементы являются основой современного высокотехнологического производства.

Совсем близко к Томтору находится Попигайский кратер с алмаз-лонсдейлитовым сырьем, которого тоже нет больше нигде в мире. Оно обладает уникальными технологическими характеристиками, суля революцию в инструментальной промышленности. Академик Похиленко: «Для России это очень важно, так как нам придется заново заниматься созданием последней: сейчас наша страна на 93 % импортирует инструмент. Используя этот материал, мы можем давать принципиально новые качества, и у нас не будет конкурентов на мировом рынке!». 

Редкоземельных элементов в рудах Томтора поистине уникальная концентрация: 95 килограммов на тонну. Причем, туда входит большое количество тяжелых и средних лантаноидов — наиболее высоколиквидных и остродефицитных».

Группу редкоземельных металлов составляют 17 элементов, которые используются при производстве электроники, батарей для сотовых телефонов, в нефтепереработке, при производстве медицинских инструментов, в авиационной и космической промышленности и в ряде других сфер. На долю России приходится 2% мировой добычи редкоземельных металлов. Около 90% добывает Китай. Крупными потребителями также являются США, Япония и Евросоюз. Они жаловались в ВТО на то, что Китай ограничивает экспорт РЗМ, направляя сырье на развитие собственной экономики.

Полет ученых умов на Томторе, кажется, вообще ничем не ограничен. Они ожидают, что там находится и крупнейшее в мире месторождение марганца, от недостатка которого также задыхается российская промышленность. Ждут на Томторе и проявления платины. А вот в залежах золота геологи уже уверены. В подтверждение приводят опыт компании «Алмазы Анабара», добывшей по соседству более 400 кг этого драгметалла.

До разработки участка Буранный Томторского месторождения осталось совсем немного. Согласно лицензионному соглашению к 2020 году ООО «Восток Инжиниринг» должно создать здесь необходимую инфраструктуру для выхода на проектную мощность. Но новая грандиозная разработка напугала многих якутян. В частности, жители опасаются повышенной радиации, которую несет в себе РЗМ. Обо всем этом мы говорили с первооткрывателем Томторского месторождения РЗМ Александром Толстовым, смотрящий теперь на все происходящее со стороны.

Александр ТОЛСТОВ:

- Массив щелочных пород Томтор, к которому приурочено месторождение, был открыт в 1959 году. В 1985-м я окончил Воронежский университет и приехал в Якутию молодым специалистом. Тогда на Томторе только первые скважины стали бурить. К этому времени геологи уже знали, что там хорошее содержание РЗМ. Но просто хорошее содержание на Северном полюсе никому неинтересно. Вы же понимаете, какие затраты нужно понести для организации добычи и транспортировки сырья.

До нас там работали ленинградцы, которые выявили массив и назвали его Томтор.  Мы уже шли бурить сеткой – каждая скважина находилась одна от другой на расстоянии 800 метров. Одна из скважин попала в руду, с которой ленинградцы даже пробы не брали. А я, на всякий случай, ее опробовал. И она оказалась очень богатой редкими землями. Так, благодаря любопытству, в 1986 году и были открыты РЗМ на Томторе – за них мне и дали звание первооткрывателя.

- Александр Васильевич, многие якутяне опасаются экологических последствий разработки и транспортировки РЗМ. В частности в феврале топ-менеджеры компании «Восток Инжиниринг» встречались с жителями села Качикатцы Хангаласского района, где планируют организовать хранилище РЗМ для последующей отправки по железной дороге. И, мягко скажем, «Восток Инжиниринг» не был понят местными.

- По Интернету я слежу за развитием ситуации. Томтор для меня все равно, что мой ребенок. Хочу сказать, что страхи абсолютно надуманы. В 90-е годы у нас тоже было много проблем с местными жителями. Нас обвиняли в том, что мы их спаиваем, что люди стали болеть больше. Один год мы вынуждены были вообще остановить работы по геологоразведке. Президент Якутии Николаев приезжал к нам на месторождение. Я его сопровождал. В конце концов, мы доказали местным, что от нашего месторождения вреда не больше, чем от фекалий, которые они сбрасывают в реку.

Мы с вами живем при обычном радиационном фоне 15-20 микрорентген/час. В Москве и Питере он немножко повыше. В горах Кавказа и Памира радиационный фон доходит до 50 и даже 100 мкР/ч. Но мы же знаем про долгожителей в горных аулах. Томторская руда на поверхности – это 150-200 мкР/ч. Допустимая норма гораздо выше. Да, у этой руды повышенная радиоактивность. Но она повышена в отношении фона и то, только там, где будет карьер. Из жителей туда никто лазить не будет, поскольку он находится во многих десятках и сотнях километрах от населенных пунктов.

- Но ведь транспортировку руды до Качикатцев планируют ввести через пол Якутии. И у Качакатцев появится хранилище. Можно ли здесь говорить о полной безопасности для экологии и здоровья?

- Я еще раз говорю: руда радиоактивна только на поверхности или когда подойдешь к ней на расстояние 1-2 метра. Уже на расстоянии 3-5 метров радиоактивность будет почти фоновая. Это как костер: протянул к нему руки – жарко, шаг назад – ничего не чувствуешь. Радиоактивность – то же самое: пропорционально квадрату расстояния она снижается.

Если говорить про Качикатцы, то хранилище руды и пристань они же не будут строить где-нибудь в школе или под домами. Наверное, расстояние 100-300 метров все-таки будет. Здесь просто срабатывает страх людей: все равно обманут, все равно не поверим. Вы мне можете поверить, ведь я доктор геолого-минералогических наук и проработал на Томторском месторождении 15 лет. Больше меня никто там радиации не мог получить. Мне уже 55 лет, а у меня дети еще в школу ходят.

- В Томторской руде содержатся повышенные концентрации цинка, стронция, бария и тория. Экологи полагают, что ее опасность даже не в радиоактивности, а токсичности. К экологическим рискам разработки Томтора можно отнести и опасность ДТП при транспортировке руды. Так, в мае 1993 года при переправе через реку Далдын опрокинулась машина КРАЗ, и шесть контейнеров общим весом около 10 тонн затонули в реке. К каким последствиям может привести попадание томторской руды в реки и озера? 

- Да, действительно, эта руда не столько опасна по радиоактивности (100-300 мкр/час, против обычной радиоактивности разведанных под Алданом урановых руд  - 1500-3000 мкр/час), сколь токсична. Это бесспорный факт!
Однако томторские руды, могу это достоверно подтвердить, не растворяются в воде.
То есть, если руда попадет в воду (озеро, реку) или подвергнется осадкам (дождь, снег), то она ничуть не растворится.
Мы проводили такие эксперименты в московском институте ВИМС (Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья – ред.), хотели водой отмыть уран или токсичные элементы - ничего не получилось - руда инертна. Это факт бесспорный. Далдын подтвердил это. После ДТП заражения реки отмечено не было.

- А насколько, на ваш взгляд, вообще оправдана транспортировка заполярной томторской руды по автозимнику на Лену в Булунский улус, оттуда судами в Качикатцы, затем автотранспортом на станцию Кердем и далее по железной дороге через всю Южную Якутию? Не слишком ли сложная и затратная логистическая схема?

- Я не могу понять, почему компания выбрала такую схему транспортировки. Я с ними не в сговоре, работаю в государственном бюджетном учреждении - Институте геологии и минералогии СО РАН, так что могу быть объективным.

В свое время мы разработали технико-экономическое обоснование. И у нас предусматривалась транспортировка руды через Северный морской путь. Сначала в Юрюнг-Хая на северную пристань реки Анабар, куда уже была дорога. Оттуда до Дудинки судами, возвращающимися пустыми после выполнения северного завоза. И дальше по Енисею в Красноярский край, где руду планировали перерабатывать на одном из предприятий Росатома. В Красноярском крае ни эвенки, ни долганы этому не противились. Хотя информация там была хорошо растиражирована. Более того, красноярцы сами лоббировал такую схему транспортировки. При этом транспортная составляющая в цене РЗМ была на уровне 4%.

Может быть, транспортную схему изменили, потому что государство им обещало построить дорогу? Это ведь колоссальные затраты. А может быть, Якутия пролоббировала новый маршрут, чтобы создать рабочие места и загрузить Ленское пароходство?

- По данным вашего института, стоимость РЗМ в одной тонне томторской руды составляет 11 тысяч долларов. АЛРОСА считает рентабельной добычу алмазов, если в тонне кимберлита драгкамней находится на 50 долларов, рентабельность золотодобычи – 30 долларов драгметалла на тонну  породы. При этом на встрече с жителями Качикатцев топ-менеджеры «Восток Инжиниринга» заявили, что их прибыль не интересует, поскольку учредителем является Ростех - а он выполняет стратегические задачи для России. Как вы можете это прокомментировать?

- «Восток Инжиниринг» лукавит. Если бы Томторское месторождение не было интересно с экономической точки зрения, никто бы туда не пошел. Там настолько богатая руда, что она выдержит любую мировую конъюнктуру – даже демпинговые китайские цены, которые были в конце 90-х годов. Из-за чего собственно и отложили разработку Томтора на десять лет. По нашему проекту его окупаемость составляла семь лет. А при сегодняшних ценах на РЗМ окупаемость вложений составляет 3-4 года, после чего предприятие начнет получать прибыль. То, что Ростех выгода не интересует, это не правда. Ростех – государственная корпорация и расходует государственные деньги. А государство просто так раскидываться деньгами не будет.

- Сколько, по вашему мнению, лет можно добывать РЗМ в Томторе?

- Это будет зависеть от того, сколько будут брать металла. При нынешней потребности его запасов на Томторе хватит больше, чем на тысячу лет. Но ясно, что через год, два, десять лет потребность вырастет – в ближайшее время Россия должна в 20 раз увеличить добычу редкоземельных элементов.  Но в любом случае, даже уже разведанные запасы Томтора можно разрабатывать сотни лет. А ведь там у геологов еще много работы. И наверняка будет много удивительных открытий.

Справка:

Толстов Александр Васильевич, заместитель директора Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, родился в апреле 1961 года в Тамбовской области. После окончания восьмилетки закончил Старооскольский геологоразведочный техникум и Воронежский университет. С 1985 года более 27 лет жил в Якутии, где 15 лет работал в геологоразведочных организациях. С 2000 по 2002 год работал в ЯНИГП ЦНИГРИ, главным геологом Ботуобинской экспедиции АК «АЛРОСА». С 2012 года - ведущий научный сотрудник, заместитель директора ИГМ СО РАН.

Доктор геолого-минералогических наук, Академик РАЕН, Почетный разведчик недр России, Заслуженный геолог Якутии, лауреат премии им. А.Н. Косыгина. Автор девяти книг и более 140 научных трудов.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

Новости на Блoкнoт-Якутск
ТомторТомторское месторождениеРЗМАрктикаВосток Инжиниринг
0
0

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое